Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок.
В 2018 году объем контейнерных перевозок достиг 152 миллионов ДФЭ, демонстрируя ежегодный рост в пределах 3-7% в течение последних лет.
Кроме того, с конца 90-х годов прошлого столетия по настоящее время наблюдается пятикратный рост перевозок в направлении Европа – Азия – Европа – с 5 миллионов ДФЭ в 1995 году до 25 миллионов в 2018-го.
Исследовав рынок контейнерных перевозок в нашей стране, специалисты KAZLOGISTICS пришли к выводу, что в Казахстане необходимо создать программу контейнеризации железнодорожных перевозок, которая может стать драйвером для всей транспортной отрасли.
Анализ мировых тенденций показал, что в настоящее время контейнеризация на развитых рынках Европы и Америки приблизилась к 100%. В ближайшей перспективе основными полюсами роста мирового контейнерного рынка станут Африка, Индия и другие страны Азии, а также Латинская Америка.
Сегодня наблюдаются глобальный тренд увеличения уровня контейнеризации мировой торговли, а также опережающие темпы роста рынка в абсолютных величинах.
При этом текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%. Учитывая, что такой уровень в основном обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах – на 50-60% в год за последнее время.
Перевозка грузов в стандартных контейнерах – двадцатифутовом эквиваленте – начала развиваться в 60-х годах прошлого века. Его основными преимуществами являются экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба, удобство при сочетании с другими видами транспорта, скорость и своевременность доставки и отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере.
Стоит отметить, что в мировой транспортной системе 60-70% всего объема перевозимых грузов составляет морской транспорт. Начиная с 2000 года динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов. При этом их доля растет и в общем объеме сухих грузов – с 24 до 42% в период с 2000-го по 2017 год.
Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном за счет предоставления сервиса «от двери до двери» и меньших сроков доставки. Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49 до 41%.
Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.
Опираясь на полученные данные, СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий такие меры, как пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности на небольшие расстояния) и консолидация железнодорожных и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы.
Это, по мнению специалистов KAZLOGISTICS, позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерных поездов через станции по главному пути, а также устранить узкие места, вызывающие ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и так далее.
Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 миллиона тонн. Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и другие грузы.
В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана, уверены в Союзе транспортников Казахстана.
При этом текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%.
Учитывая, что такой уровень в основном обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах – на 50-60% в год за последнее время.
Перевозка грузов в стандартных контейнерах – двадцатифутовом эквиваленте – начала развиваться в 60-х годах прошлого века.
Его основными преимуществами являются экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба, удобство при сочетании с другими видами транспорта, скорость и своевременность доставки и отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере.
Стоит отметить, что в мировой транспортной системе 60-70% всего объема перевозимых грузов составляет морской транспорт.
Начиная с 2000 года динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов.
При этом их доля растет и в общем объеме сухих грузов – с 24 до 42% в период с 2000-го по 2017 год. Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном за счет предоставления сервиса «от двери до двери» и меньших сроков доставки.
Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49 до 41%. Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.
Опираясь на полученные данные, СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий такие меры, как пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности на небольшие расстояния) и консолидация железнодорожных и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы.
Это, по мнению специалистов KAZLOGISTICS, позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерных поездов через станции по главному пути, а также устранить узкие места, вызывающие ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и так далее.
Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 миллиона тонн.
Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и другие грузы. В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана, уверены в Союзе транспортников Казахстана.
Грузоперевозки Алматы
Источник: railnews.kz