Ситуация на трансграничных переходах c Китаем постепенно улучшается, но остаётся напряжённой.
Полного восстановления железнодорожного сообщения до сих пор нет, сообщает корреспондент «Хабар 24». КНР всё ещё сохраняет ограничения. Несколько месяцев на пунктах «Достык-Алашанькоу» и «Алтынколь-Хоргос» наблюдается коллапс. Количество проходящих через границу импортных и экспортных грузов снизилось практически до исторического минимума. Казахстанские предприниматели из-за проблем с логистикой терпят убытки, существует угроза резкого скачка цен и даже дефицита товаров.
Станция «Алтынколь» – это второй по значимости трансграничный переход с Китайской Народной республикой. В целом, ситуация сегодня здесь достаточно спокойная, работа идет по плану. Хотя, количество грузов, которые направляются в Китай и обратно с докарантинными временами сравнивать некорректно. Главная проблема – это очень строгие санитарные ограничения в Китайской Народной республике. Вагоны и грузы обрабатывают очень тщательно и очень долго.
Еще совсем недавно трансграничные переходы «Достык-Алашанькоу» и «Алтынколь-Хоргос» переживали сильнейший за всю их историю транспортный коллапс. На станции «Достык» скопилось почти 7 тысяч вагонов, на «Алтынколе» около тысячи. Для Казахстана – это огромные убытки. Что вполне могло закончиться взрывным ростом цен на китайские товары. Ситуация несколько разрядилась после переговоров между двумя странами на уровне правительств. С казахстанской стороны в них участвовал первый вице-премьер Алихан Смаилов. С китайской – вице-премьер Госсовета Хань Чжен.
Железнодорожные грузоперевозки Казахстан
Канат Кобесов, заместитель гендиректора компании «КТЖ - грузовые перевозки»:
- После этого пошли движения на границе. К примеру, мы вместо 5-6 поездов стали сдавать по 8-9 поездов. Пошли металлургические грузы. В текущие два дня мы имеем уже эффект по сдаче 11-12 поездов в сутки.
Но 10-12 поездов в сутки – это тоже, нужно признать, не полное восстановление железнодорожного сообщения. Максимальное количество составов, которое может проехать через границу – 20. Тем временем, снижение товарооборота уже привело к тому, что доходы некоторых казахстанских предпринимателей снизились от 20% до 50%. А у тех, кто работает только с китайскими товарами прибыли сейчас нет вообще. Кроме того, из-за проблем на границе существенно возросли логистические тарифы. К примеру, стоимость доставки стандартного 20-футового контейнера увеличилась с 6 тысяч долларов до 9, а некоторых случаях до 12.
Канат Кобесов, заместитель гендиректора компании «КТЖ - грузовые перевозки»:
- Именно движение по станции «Достык – Алашанькоу» в первую очередь связано с инфраструктурной реконструкцией самой станции Алашанькоу с китайской стороны. Поэтому там внесли определённые коррективы в приёме поездов. То, что касается направления «Алтынколь – Хоргос», то там ограничений никаких нет. Станция работает в штатном режиме, пропуск и приём осуществляется согласно технормативам. Это первое. Второе, мы уже ощущаем, что экспортоотправители, зная об этом, многие уже переориентировались на «Алтынколь – Хоргос». Там очень большой рост грузопотока идёт. Но в целом станция Алтынколь имеет допустимый резерв и может принимать грузы, передавать из Казахстана и с китайской стороны.
Еще одной серьезной стороной проблемы является экспорт в Китай крупных казахстанских товаропроизводителей. Грузы, в том числе, продукты питания, длительное время находятся на границе. Предприниматели несут убытки, у товаров может истечь срок годности. Многие и вовсе побросали вагоны, и теперь они мешают нормальному функционированию железной дороги. КТЖ готовы возобновить перевозки, когда количество брошенных вагонов упадет до необходимой по технологии отметки. По прогнозам руководства национального перевозчика, ситуация должна нормализоваться уже в ноябре текущего года, когда проблемой займется межправительственная комиссия.
Грузоперевозки Алматы
Источник: 24.kz