Комитет автотранспорта и транспортного контроля предлагает внести изменения в методику распределения бланков разрешений для казахстанских международных перевозчиков, передает «Голос народа» со ссылкой на Минтранспорта РК.
Новые правила предусматривают выдачу бланков разрешений без каких-либо ограничений.
Казахстан осуществляет международные грузоперевозки автотранспортом с 42 странами мира, из них 40 предусматривают разрешительную систему.
В 2023 году с этими государствами произведен обмен иностранными бланками разрешений в количестве 270,8 тысяч. ИБР распределены среди казахстанских перевозчиков автоматизированной системой.
Алгоритм системы распределения бланков предусматривает закрепление определенного количества документов за отдельными перевозчиками на весь год с учетом истории их работы в то или иное государство (активный АТС).
Таким образом, ранее разработанная система создает условия по ограничению конкуренции: большей части перевозчиков в течение года не хватает необходимых для работы ИБР.
При этом традиционно наблюдается большое количество неиспользованных разрешений, которые возвращаются в систему в конце года. Так, в 2023 году возвращено неиспользованными 53% бланков.
Кроме этого, согласно действующей методике, ИБР выдается перевозчикам в пустом виде сроком на 100 календарных дней. Такой подход создает предпосылки для перепродажи бланков на теневом рынке по спекулятивной цене.
«В связи с несовершенством текущей системы распределения бланков и в целях создания справедливых условий и развития честной конкуренции на рынке грузоперевозок Комитетом автомобильного транспорта и транспортного контроля министерства транспорта РК разработан новый порядок распределения бланков разрешений.
Он предусматривает выдачу бланков разрешений казахстанским перевозчикам без каких-либо ограничений. Также механизм исключает из процессов выдачи разрешений человеческий фактор и предпосылки для перепродажи документов на теневом рынке», ‒ пояснили в Минтранспорта РК.
Предполагается, что ИБР будут выдаваться перевозчикам через ЦОНы, перед отправкой машин в рейс.
«В целях максимального охвата мнения общественности и обеспечения прозрачности при принятии решений КАТТК МТ РК 11 января и 2 февраля было проведено расширенное выездное совещание в Алматы с участием перевозчиков со всех регионов страны, а также представителей органов транспортной прокуратуры, антикоррупционной службы и средств массовой информации», – отметили в ведомстве.
16 марта 2024 года проект приказа о внесении изменений в Правила применения разрешительной автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, в части внедрения нового механизма выдачи иностранных бланков разрешений размещен на портале открытых НПА.
Ранее министр транспорта Казахстана заявил о давлении со стороны теневого бизнеса. Речь идет о незаконной перепродаже иностранных бланков разрешений.
В середине марта мажилисмен Болатбек Нажметдинулы рассказал о серых схемах с «дозволами». По словам депутата, в стране наметилась устойчивая тенденция к созданию барьеров для добросовестных казахстанских логистических компаний и росту различных махинаций. Депутат потребовал проведения прокурорской проверки.
Транспортно экспедиторская компания Казахстан
Источник: golos-naroda.kz