Как модернизируются транспортные активы Казахстана.
Глава государства перед V Каспийским саммитом нанес рабочий визит в один из важнейших транспортных узлов Казахстана. В Мангистауской области президенту Нурсултану Назарбаеву презентовали мультимодальный транспортный хаб — паромный комплекс Курык.
В мероприятии приняли участие руководители государственных органов, транспортно-логистических компаний Азербайджана, Грузии, Турции, Туркменистана, Ирана, Китая, России, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также ветераны транспортной отрасли Казахстана.
Председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев рассказал о ходе реализации проекта по строительству паромного комплекса порта Курык.
Порт Курык включен в сеть международных транспортных коридоров. К акватории порта подведены железнодорожные и автомобильные магистрали. Пропускная способность железнодорожно-паромного и автомобильного комплекса составляет более 7 млн тонн в год. Сервисная инфраструктура с зоной таможенного обслуживания порта будет обрабатывать транспортные средства не более 30−40 минут, а ключевые объекты порта Курык будут способствовать развитию терминально-складской инфраструктуры.
Что идет на экспорт через порт Курык
С начала запуска парома порт пропустил свыше 2,5 млн тонн грузов, из них свыше 1,2 млн тонн перевалено за 7 месяцев этого года. Основная доля грузоперевозок приходится на железнодорожные паромы. На экспорт уходит нефть, зерно, товары народного потребления. Импорт — товары народного потребления, вещевая продукция, стройматериалы. Паромное сообщение осуществляется пока только с Азербайджаном.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул значимость порта не только для нашей страны, но и для всего евразийского пространства. Он отметил всех участников проектирования и строительства, поблагодарив их за труд.
«Мультимодальный комплекс Курык является важным звеном этой масштабной работы. Пропускная способность портов на Каспии уже превышает 25 млн тонн. Внедренная сегодня автодорожная инфраструктура порта Курык открывает новые возможности для развития автомобильного транспорта. Благодаря всей проводимой работе по развитию транспортного потенциала к 2020 году Казахстан планирует увеличить доходы от транзитных перевозок примерно до $5 млрд в год», — сказал Нурсултан Назарбаев.
Стратегическая задача для Казахстана
Глава государства отметил, что Курык — часть осуществляемых инновационных, индустриальных, аграрных и социальных программ, так как развитие транспортного потенциала страны, являющейся девятой по площади в мире, является важным направлением.
«В связи с этим подключение к межконтинентальной евразийской транспортной схеме — это стратегическая задача для нашей страны. Уверен, она помогает всем нашим соседям. Реализуется государственная программа „Нурлы жол“, которая сопряжена с инициативой Китайской народной республики „Один пояс — один путь“. Проводится модернизация транспортных активов страны. За последние годы нами построено боле 2,5 тыс. км железных дорог, построено и реконструировано 12 тыс. км автомобильных дорог. Только за последнее десятилетие инвестиции в развитие транспортной логистики Казахстана составили $30 млрд. Это не только дороги — мы строили заводы по производству электровозов, тепловозов и машиностроение для транспортной отрасли. Я думаю, что это будет правильное вложение для транспортного развития», — рассказал президент Республики Казахстан.
Технологический мост в инфраструктуре
На мероприятии выступил первый заместитель премьер-министра Узбекистана Ачилбай Раматов. Отмечена важность сотрудничества в возрождении Великого Шелкового пути, наращивании перевозок по Транскаспийскому коридору.
По словам главы ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавида Гурбанова, порт Курык является технологическим мостом в инфраструктуре железных дорог Казахстана и Азербайджана. Транспортники Азербайджана сотрудничают с казахстанскими коллегами в развитии логистического маркетинга, применения современных мультимодальных решений с участием железнодорожного и морского транспорта.
В ходе мероприятия в режиме телемоста открыто движение по автодороге с приграничного таможенного поста Тажен, дан старт отправке из сухого порта «Хоргос-Восточные ворота» регулярного контейнерного поезда в направлении порта Курык и далее по
Транскаспийскому коридору в Италию.
Участники презентации отметили значимость данного события в истории развития транспортно-логистической системы Казахстана и ее интеграции в международные торговые потоки. Казахстан активно проводит работу по развитию трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией.
За последние 10 лет в Казахстане в целях развития евроазиатских транспортных коридоров в транспортно-логистическую инфраструктуру инвестировано около $30 млрд. Продолжается реализация проектов модернизации и строительства новой инфраструктуры, в том числе IT-инфраструктуры. Инвестиции к 2020 году составят более $8,4 млрд. Это дополнительно придаст импульс торговым потокам Шелкового пути.
Скорость доставки стимулирует спрос
В настоящее время доставка по наземным маршрутам на рынки Евразии на расстояние 10−12 тыс. км обеспечивается за 13−16 дней. Это стимулирует спрос на данные перевозки. Через Казахстан растут грузопотоки между Азией и Европой по железнодорожной инфраструктуре с ежегодным двукратным увеличением.
В 2014 году Казахстан и Китай построили совместный транспортно-логистический терминал в порту Ляньюньган, где сегодня консолидируется грузопотоки Китая и Юго-Восточной Азии в направлении Казахстана и транзитом в страны Центральной Азии и Европы. Это сотрудничество обеспечило прямой выход к экспортным и транзитным грузам Казахстана к мировому океану.
Транскаспийский международный транспортный коридор является важнейшим звеном в формировании Евразийской транспортной системы. Для развития Транскаспийского коридора построены новые железнодорожные линии, которые обеспечили увязку инфраструктурной цепочки востока и запада страны. Это самая большая по протяженности новая железная дорога Жезказган — Бейнеу, которая увязала промышленные и сырьевые месторождения Казахстана с кратчайшим входом к портам на Каспии, новая железнодорожная линия Узень — Болашак на Туркменистан и далее на Персидский залив.
Модернизирован порт Актау, построен новый мультимодальный паромный комплекс порта Курык, что обеспечивает кратчайший выход грузопотоков из Китая, стран Центральной Азии, Урало-Сибирского региона России на Транскаспийский коридор.
Сегодня мощность портов казахстанского логистического узла на Каспии составляет более 26 млн тонн в год. Страны-партнеры также провели модернизацию и увеличение своих мощностей, что открывает большие перспективы в развитии трансконтинентальных грузопотоков, связывая торговлю континентов мира.
Перевозка грузов Алматы
Источник: kapital.kz